Доступная среда

О специально оборудованных учебных кабинетах
Учебный кабинет, оборудованный по программе Доступная среда
    Адрес:
    ст. Дондуковская, Ленина 73
    Количество:
    1
    Общая площадь оборудованных учебных кабинетов:
    65 м2

    Учебный кабинет, оборудованный по программе Доступная среда

    Учебный кабинет, оборудованный по программе Доступная среда


Информационный центр, оборудованный по программе Доступная среда
    Адрес:
    ст. Дондуковская, ул. Ленина 73
    Количество:
    1
    Общая площадь оборудованных учебных кабинетов:
    65 м2

    Информационный центр, оборудованный по программе Доступная среда

    Информационный центр, оборудованный по программе Доступная среда


Кабинет релаксации и отдыха
    Адрес:
    ст. Дондуковская, ул. Ленина 73
    Количество:
    1
    Общая площадь оборудованных учебных кабинетов:
    45 м2

    Кабинет релаксации и отдыха

    Кабинет релаксации и отдыха



Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    Вход в здание школы оборудован подъемником, есть кнопка вызова, широкая входная дверь со специальными табличками, напольная тактильная плитка, специально оборудованный туалет на1-м этаже.


  • Подъемник

    Подъемник


    Кнопка вызова

    Кнопка вызова


    Широкая входная дверь со специальными табличками

    Широкая входная дверь со специальными табличками


    Навигатор

    Навигатор



О специальных условиях питания

    Условия организации питания МБОУ СОШ №10 им. Ф.И. Антонца
    С сентября 2021 года в нашей школе организовано бесплатное питание
    (завтраки) для обучающихся 1-4 классов и для обучающихся, отнесенных к
    льготной категории детей (дети из многодетных и малоимущих семей, детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с
    ОВЗ).
    Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) получают
    двухразовое горячее питание (завтрак+обед).
    Также, в школе есть дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ,
    получающих образование на дому. Они обеспечены ежемесячным сухим
    пайком в виде набора продуктов, рекомендуемых их родителями.
    На данный момент бесплатным питанием охвачено 303 обучающихся нашей
    школы, что составляет 61%.
    Помимо бесплатного питания организовано питание обучающихся за счет
    родительских средств: завтрак - 74р. и обед – 87р.



О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В школе имеется кабинет информатики. В кабинете оборудовано
    10 мест персональными компьютерами, подключенными к сети
    Интернет. Также выход в Интернет имеется в следующих учебных
    кабинетах: учительская, библиотека, кабинеты начальных
    классов, кабинеты иностранных языков, кабинеты биологии,
    физики, химии, истории, географии, ИЗО, русского языка,
    секретарская, кабинет директора школы.В том числе, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (кабинет 101 и кабинет 104)

    Официальный сайт МБОУ СОШ №10 им. Ф.И. Антонца Гиагинского района имеет альтернативную версию для слабовидящих.



Документы образовательной организации
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОВЗ



    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

    www.mojrebenok.narod.ru – «Мой ребёнок».

    Сайт создан мамой незрячего ребёнка в помощь родителям, имеющим слепых детей. Представлена информация по всем аспектам детского развития и воспитания, приведены варианты развивающих игр, описания бытовых тифлопомощников, имеется библиотека аудиокниг, подборка ссылок на полезные ресурсы сети Интернет, функционирует блог, который предоставляет возможность общения и обмена личным родительским опытом.

    akademroditel.ru/– «Академия родителей».

    Разделы сайта содержат советы, связанные с физическим и психо-эмоциональным развитием детей, с использованием в воспитательном процессе развивающих игр, творческих приёмов, выделена информация об образовательных учреждениях. Одно из направлений сайта – детская дефектология, где приведены рекомендации для родителей профильных специалистов – дефектолога, логопеда, психолога. Поделиться и обменяться личным опытом родители могут на форуме.
    slepojrebenok.blogspot.com/ – «Слепой ребёнок».

    Это – блог, где собраны материалы, направленные на оказание помощи родителям при воспитании и обучении незрячего ребёнка – учебные программы, методическая литература, детские книги, развивающие игры для незрячих детей.

    www.rodnulka.com/viewtopic.php?f=25&t=198 – форум для общения родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

    Родителям предоставлена возможность обмениваться опытом по вопросам ухода, воспитания, обучения детей с ОВЗ.

    ru-happychild.livejournal.com – виртуальное сообщество родителей особых детей «Особые» дети – счастливые дети».

    Виртуальная площадка позволяет родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, общаться, обмениваться советами по воспитанию, обучению, организации досуга детей, знакомиться с современными средствами реабилитации и получить консультацию профильных специалистов в режиме реального времени.

    www.logopedplus.ru– «Логопед+».

    Ресурс содержит информацию для логопедов и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. Представлена информация о речевом развитии детей, видах речевых нарушений, методах их преодоления, а также рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, подготовке к школе детей данной нозологии.

    ovz.ipk74.ru– «Понимаем. Принимаем. Помогаем».

    Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания «особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены психофизиологические особенности таких детей, особенности формирования среды их развития. В разделе «Учимся вместе» даны рекомендации поотбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел «Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консультацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ.

    specposobie.narod2.ru – «В помощь родителям незрячего ребёнка».

    На сайте рассматриваются особенности развития детей в условиях тяжёлого зрительного дефекта, даются советы родителям по воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Родителям предоставлена возможность познакомиться с современной методической литературой ипообщаться на форуме.

    www.defectolog.ru - «Дефектолог».

    Ресурс посвящён вопросам развития детей с ОВЗ. Посетив данный сайт, родители могут узнать о возрастных нормах развития ребёнка, найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, познакомиться с развивающими играми, пообщаться на форуме с другими родителями и специалистами.

    detiangeli.ru– виртуальное сообщество родителей «особых» детей «Дети-ангелы».

    На сайте собрана полезная информация о лечении ДЦП и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, справочная информация о клиниках, реабилитационных центрах. На сайте есть форум – ресурс психологической поддержки родителей, гдеможно получить консультацию профессионального психолога, логопеда, юриста и других специалистов.

    www.osoboedetstvo.ru – «Особое детство»: помощь детям с нарушениями развития.

    Портал предлагает различные формы общения (ленты, форумы, чаты) родителей и специалистов Центра лечебной педагогики (г. Москва) – педагогов, психологов, юристов. Родителям предоставляется возможность знакомства с законодательной основой защиты прав инвалидов, изданиями и публикациями тематической направленности, получения информации об организациях, работающих с инвалидами и их услугах.

    voi-deti.ru/ – информационный сайт «Родительский клуб».

    Сайт освещает последние новости, законы, касающиеся льгот, прав и обязанностей, подробную информацию о том, как оформить инвалидность. Представлена база данных, содержащая сведения о реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, родительских организациях, образовательных учреждениях РФ, принимающих на обучение детей-инвалидов.

    www.kidsunity.org– портал «Единство детей».

    Портал создан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляет возможность детям найти себе друзей по интересам, раскрыть свой талант путём размещения своих рисунков, стихов, фотографий. Отдельным разделом выделена информация для родителей, касающаяся правовых вопросов, воспитания, обучения, «особого» ребёнка в условиях семьи.

    deti-kak-deti.org/index.html– «Дети как дети».

    На сайте представлены различные материалы о детях с ограниченными возможностями здоровья: тексты книг, адресованных читателям всех возрастных групп, фильмы об инвалидах. Представлены творческие работы детей с особенностями развития.

    www.autist.narod.ru – «Аутизм – болезнь XXI века?».

    Сайт создан мамой ребёнка, больного аутизмом. Ресурс освещает разноплановые материалы о проблеме раннего детского аутизма, представляет подборку Интернет-ресурсов организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом и их семьям, представлена законодательная база, статьи об аутизме из российских и зарубежных периодических изданий, методики, учебные пособия, рекомендации для родителей и другая полезная информация.

    www.seniger.narod.ru – «Преодоление – жизнь вопреки!».

    Сайт создан и ведётся мамой ребёнка с синдромом Дауна. Ресурс призван изменить отношение окружающих к детям с синдромом Дауна, освещает проблемы, с которыми сталкиваются родители, возможные пути их решения, представляет творчество детей, подборку ссылок на полезные для родителей ресурсы и другую информацию.

    invamama.ru/alalia/ – «Общение мам «особых» деток».

    Форум для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, слуха, речи и т. п. позволяет родителям делиться своими проблемами и опытом воспитания «особых» детей.

    vk.com/club95416716 – Межрегиональный центр матерей «Жизнь с ДЦП».
    Сообщество родителей детей с ДЦП оказывает семьям комплексную поддержку, организует и проводит мероприятия для родителей по программе «Передышка», организует консультационные встречи со специалистами различных областей, проводит психологические тренинги, организует обучение волонтёров работе с детьми, имеющими ДЦП.

    vk.com/club71486190 – группа для родителей детей-инвалидов «Мы – вместе!».

    Виртуальное сообщество родителей, имеющих детей с нарушениями зрения организовано с целью объединения родителей, оказания им помощи в воспитании, обучении, реабилитации и адаптации детей-инвалидов по зрению, оказания им психологической поддержки и консультирования по различным вопросам.

    ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».

    Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реабилитации.

    deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

    Ресурс содержит информацию о реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и другую полезную информацию.


    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 10 им. Ф.И. Антонца рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
    Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован пандусом.

    Задачи:
    • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
    • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
    • совершенствование системы кадрового обеспечения.
    В образовательной организации МБОУ СОШ № 10 им. Ф.И. Антонца созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
    -школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    -по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
    -вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    -в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
    -для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


    Обучение детей с ОВЗ
    1.К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
    2.Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».


    Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ

    Мы исключили эту часть людей из общества,
    и надо вернуть их назад, в общество,
    потому что они могут нас чему-то научить.
    Жан Ванье
    Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
    Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
    В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?
    Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС НОО и ФГОС ООО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
    Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
    – поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
    – необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
    – недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
    – недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
    Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
    Цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, направленного:
    – на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
    – коррекцию его психофизических недостатков;
    – актуальное включение в окружающую социальную среду;
    Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
    – сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
    – повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;
    – выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
    – разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;
    – психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
    – включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
    – информирование родителей о результатах работы с детьми;
    – оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
    – проектирование последующей работы с детьми.
    Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
    1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
    Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
    2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
    На данном этапе осуществлялась:
    – мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного учреждения с родителями учащихся;
    – психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
    – организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
    – выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
    – оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
    – создание эмоционально - благоприятной атмосферы в ОУ, отработка взаимодействия с педагогами и узкими специалистам, с родителями обучающихся.
    Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ
    Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:
    – диагностико-прогностический;
    – коррекционно-формирующий;
    – оценочно-проективный.
    Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
    – информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
    – всестороннюю оценку интеллектуального развития;
    – диагностику развития психических функций;
    – оценку психомоторного развития;
    – оценку развития эмоционально-волевой сферы;
    – оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
    – оценку характера и особенностей личности в целом;
    – прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
    В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.
    По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:
    – соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;
    – результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
    – индивидуально ориентированная программа сопровождения;
    – динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
    Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:
    Дети:
    – позитивная адаптация к условиям ОУ;
    – динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
    – эффективное формирование нарушенных функций;
    – развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
    – приобретение социального опыта.
    Педагоги:
    – развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
    – профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
    – приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
    Родители:
    – получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
    – адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
    – информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ОУ;
    – приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
    – получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
    Использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.



    УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
    Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
    Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
    Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
    Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

    Федеральные документы

    • Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
    • Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
    • Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования"

    Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
    Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
    с нарушением слуха;
    с дисфункцией речи;
    с патологией опорно-двигательного аппарата;
    с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
    с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
    дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
    В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

    Значения условных обозначений категорий инвалидов:
    Инвалиды с нарушением слуха
    Инвалиды с нарушением зрения
    Инвалиды с нарушением интеллекта
    Инвалиды на кресле-коляске
    Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
    Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
    • • закономерности психического развития,
    • • показатели здоровья дошкольников,
    • • психолого-физиологические особенности,
    • • уровень общего развития,
    • • коммуникативные особенности и речевое развитие,
    • • эмоциональное благополучие.

    В соответствии с требованиями ФГОС по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
    При построении коррекционной образовательной среды ОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
    1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
    2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
    3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
    4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
    5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
    6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
    7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.



    Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Правила организации обучения детей инвалидов в школе.
    Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».
    Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.
    Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.
    Рекомендации учителям.
    Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.
    Рекомендации родителям
    Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок.

  • план мероприятий по обеспечению доступности ОВЗ (PDF; 464.72 Кб )

Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов